ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИНЯТИЮ ПОДАРКОВ
В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Р.В.КИЕНЯ,
начальник отдела комплексных ревизий
и координации работ по профилактике
и предупреждению
коррупционных проявлений
контрольно-ревизионного управления
Министерства промышленности
Республики Беларусь
Законодательством Республики Беларусь для государственных должностных лиц и лиц, приравненных к государственным должностным лицам (далее - государственные должностные лица), установлена система специальных антикоррупционных ограничений.
<1> Перечни государственных должностных лиц и лиц, приравненных к государственным должностным лицам, установлены соответственно в Законе Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" (далее - Закон о борьбе с коррупцией).
Цель таких ограничений - исключить возникновение даже видимости предрасположенности государственных должностных лиц к получению личных выгод в связи со своим служебным положением и подозрений в том, что принимаемые этими лицами решения по службе являются необъективными.
Закон о борьбе с коррупцией запрещает всем государственным должностным лицам, в том числе и государственным служащим, принимать имущество (подарки) или другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей (далее - принятие подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Этим же Законом установлен специальный запрет на принятие государственными должностными лицами приглашений в туристические, лечебно-оздоровительные или иные поездки за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок:
- по приглашению близких родственников;
- осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;
- по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого;
- осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.
Из смысла Закона о борьбе с коррупцией следует, что под принятием подарков понимается их фактическое получение и обращение в свою собственность, о чем может свидетельствовать реализация полномочий собственника в отношении подарка (пользование имуществом или услугой по их прямому назначению в личных целях, размещение подарка по месту своего жительства, отчуждение подарка и т.п.).
Ограничения по принятию подарков будут нарушены не только в случае вручения подарка дарителем непосредственно государственному должностному лицу, но и в том числе когда:
- подарок был передан членам семьи государственного должностного лица и впоследствии использован либо ими самими с его ведома, либо совместно с ним;
- подарок был вручен дарителем третьему лицу для дальнейшей передачи государственному должностному лицу, фактически ему передан и им принят.
В соответствии с Законом о борьбе с коррупцией члены семьи государственного должностного лица не вправе принимать имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки, за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного должностного лица, связанной с его служебной (трудовой) деятельностью. Предоставление государственным должностным лицам права на принятие подарков в виде сувениров является неизбежным и не противоречит международным антикоррупционным стандартам.
Полностью исключать такое право нецелесообразно в силу сложившихся в обществе культурных, этических, деловых и других традиций. Обращает на себя внимание, что в Законе о борьбе с коррупцией законодатель не ограничил ни стоимость сувениров, которые вправе принимать государственные должностные лица на протокольных и иных официальных мероприятиях, ни их максимальное количество.
В результате при соблюдении условий, предусмотренных ст.17 Закона о борьбе с коррупцией, государственные должностные лица вправе принимать сувениры в любом количестве и любой стоимости, в том числе систематически от одного и того же дарителя. Однако следует учитывать, что Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь" (далее - Закон о госслужбе) установлен особый порядок принятия подарков для специальной категории государственных должностных лиц - государственных служащих.
В подпункте 1.8 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе ограничения по принятию подарков государственными служащими практически дублируют требования ст.17 Закона о борьбе с коррупцией, но содержат и дополнительное условие правомерности принятия подарков в виде сувениров. В отличие от других государственных должностных лиц, государственные служащие вправе принимать на протокольных и иных официальных мероприятиях подарки в виде сувениров стоимостью не более пяти базовых величин <4>.
<4> Из смысла Закона о борьбе с коррупцией и Закона о госслужбе следует, что в случае вручения государственному служащему на протокольном или ином официальном мероприятии нескольких сувениров государственный служащий может принять (обратить в свою собственность) сувениры совокупной стоимостью не более пяти базовых величин.
Запрещено принимать подарки, за исключением сувениров стоимостью не более пяти базовых величин, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, следующим государственным должностным лицам:
- Президенту Республики Беларусь;
- депутатам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
- членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе;
- депутатам местных Советов депутатов, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе;
- иным государственным служащим, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в:
Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате;
Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секретариате;
Верховном Суде Республики Беларусь, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;
Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;
органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;
министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;
дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь;
местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;
государственных нотариальных конторах;
таможенных органах;
других государственных органах.
Сувениры, полученные с соблюдением требований ст.17 Закона о борьбе с коррупцией и Закона о госслужбе, государственные должностные лица вправе обратить в свою собственность.
Действия государственных должностных лиц, в том числе государственных служащих, нарушающие установленные ограничения по принятию подарков, являются коррупционными правонарушениями (Закон о борьбе с коррупцией).
Определенные проблемы возникают в практике применения ст. 546 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), согласно которой:
- не допускается дарение, за исключением обычных подарков <7>, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины, работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений - гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан <8>;
- законодательными актами могут быть установлены иные запреты дарения государственным должностным лицам в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, чем предусмотренные статьей 546 ГК <9>.
--------------------------------
<7> Термин "обычные подарки" в ГК не определен. На практике под обычными подарками, как правило, понимаются подарки, дарение которых является устоявшейся общепринятой традицией (цветы, конфеты, сувениры и т.п.).
Специфика правового положения работников, перечисленных в п. 2 ч. 1 ст. 546 ГК, состоит в том, что:
- некоторые из них при исполнении своих основных служебных обязанностей являются государственными должностными лицами, а при выполнении некоторых профессиональных функций статуса государственного должностного лица не имеют;
- другие при исполнении своих основных служебных обязанностей не являются государственными должностными лицами, а при реализации некоторых специальных полномочий приобретают статус государственного должностного лица.
Например, основная функция врача - оказание медицинской помощи <10> пациенту в период его медицинского наблюдения и лечения в организации здравоохранения, а преподавателя - обучение и воспитание обучающихся, содействие овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей <11>.
<10> Медицинская помощь - комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII "О здравоохранении").
<11> См.: ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Выполняя эти сугубо профессиональные функции, врачи и преподаватели государственными должностными лицами не являются. Однако у некоторых врачей есть специальные полномочия на совершение юридически значимых действий - выдавать больничные листки, а у преподавателей - принимать зачеты и экзамены по результатам обучения. В момент реализации этих полномочий врачи и преподаватели становятся лицами, приравненными к государственным должностным лицам. Некоторые работники лечебных и воспитательных учреждений, наоборот, при исполнении своих основных служебных обязанностей являются государственными должностными лицами, например заведующий отделением больницы или директор школы. Однако когда эти же работники выполняют функции врача или преподавателя, статус государственного должностного лица на них не распространяется. Из вышеизложенного следует, что работники лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений:
- при исполнении обязанностей государственных должностных лиц вправе принимать подарки на условиях, предусмотренных ст.17 Закона о борьбе с коррупцией;
- могут получать подарки в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 546 ГК в случаях, когда подарки вручаются им не в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица, от граждан, находящихся в соответствующих учреждениях на лечении, содержании или воспитании, супругов и родственников этих граждан<12>.
<12> Например, подарок от пациента врачу за высокий профессионализм при оказании медицинской помощи, доброту и внимательность, подарок от учащихся преподавателю - за профессионально и интересно организованный процесс обучения.
Термин "сувенир" в законодательстве, к сожалению, не определен.
На практике под сувениром в основном понимают художественное произведение, которое напоминает о месте пребывания (страна, город, исторический центр, выставка, премьера и др.) и праздничных датах (красный день календаря, день рождения, открытие объекта, юбилей людей и компаний, исторических событий и др.).
Сувениры могут быть изготовлены из различных материалов (дерево, лоза, глина, керамика, металл, солома, лен, ткани и др.) и иметь различную стоимость - от символической до значительной. Подарок, который организация вручает в качестве сувенира, должен быть соответствующим образом оформлен в ее учетных документах.
Ни при каких условиях государственные должностные лица не вправе принимать подарки в виде:
- наличных и безналичных денежных средств;
- входных билетов на культурно-массовые мероприятия (спектакли, концерты, спортивные и клубные мероприятия и т.п.);
- телефонных карточек, проездных билетов и жетонов;
- абонементов на посещение физкультурно-оздоровительных заведений;
- различных льгот при совершении сделок (беспроцентные или льготные кредиты, индивидуальные скидки на товары и т.п.);
- бесплатного проживания в гостинице, на даче;
- выплаты несоразмерно высоких авторских вознаграждений, вознаграждений за преподавательскую деятельность и т.п.;
- оплаты расходов в ресторанах, кафе, столовых, клубах, других развлекательных заведениях;
- оплаты отдыха в санаториях, профилакториях, домах отдыха;
- оплаты туристических поездок;
- оплаты расходов на лечение и обучение;
- назначения наследником путем упоминания в завещании;
- оказания сексуальных услуг;
- предметов, которые явно не относятся к сувенирной продукции (бытовая техника, мебель, ювелирные украшения, транспортные средства и др.).
Термины "протокольное мероприятие" и "иное официальное мероприятие" в законодательстве также не определяются.
На практике протокольное мероприятие - это разнообразные государственные приемы, связанные с официальными событиями, организуемые по линии различных государственных органов, а также связанные с повседневной деятельностью Министерства иностранных дел Республики Беларусь (дипломатические приемы, деловые встречи и другие текущие визиты, возложение венков, дипломатические клубы и т.п.).
Такие мероприятия проводятся по специальным регламентам в специальных помещениях.
Ужин или прием в процессе протокольных мероприятий проводятся не для того, чтобы хорошо отдохнуть в приятной компании, а для реализации определенных целей, поставленных организаторами протокольного мероприятия. Иные официальные мероприятия - это любые проводимые в установленном порядке мероприятия, связанные с деятельностью организации: совещания, заседания, симпозиумы, коллегии, официальные встречи, выставки, благотворительные мероприятия, презентации, юбилеи, мероприятия по случаю памятных дат, государственных и профессиональных праздников, закладка основания здания, введение в строй строительных объектов и т.п.
Предполагается, что получение сувениров на протокольных и иных официальных мероприятиях в силу открытой и заформализованной процедуры их подготовки и проведения (издание распоряжения о проведении мероприятия, утверждение плана мероприятия и сметы расходов, документальное оформление приобретения подарков и составление отчета об их использовании и т.п.) в основном исключает возможность получения под видом сувениров взяток.
Законодатель четко определил, что государственным должностным лицам разрешено принимать на протокольных и иных официальных мероприятиях сувениры только в качестве подарков. В соответствии с требованиями ст. 543 - 553 ГК подарок - это любая вещь или имущественное право, которое передается другому лицу исключительно на безвозмездной основе. При этом дарение не предполагает какие-либо встречные обязательства (совершить определенные действия или воздержаться от их совершения) одаряемого в отношении дарителя или представляемых им лиц. С учетом изложенного государственные должностные лица вправе принимать только такие сувениры, которые вручаются им как лицам, занимающим определенные должности и в силу служебных полномочий участвующим в протокольных и иных официальных мероприятиях, но не за совершение каких-либо действий (бездействие) по службе. В отличие от подарка, взятка передается должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий <13>.
Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.). Стоимость предмета взятки не имеет значения для квалификации совершенного деяния в качестве уголовно наказуемого. Исключение могут составлять случаи, когда в силу мизерной стоимости взятки совершенное деяние признается малозначительным и по факту получения (дачи) такой взятки принимается решение об отказе возбуждении уголовного дела <14>.
<14> В соответствии с ч. 4 ст. 11 УК не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.
Если под видом подарка фактически передается взятка за использование должностным лицом своего должностного положения в интересах лица, вручившего подарок, или представляемых им лиц, такие действия будут квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за взяточничество, независимо от размера предоставленного вознаграждения <15>.
<15> См.: п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве".
Стоимость подарка в виде сувенира имеет значение только для решения вопроса о возможности обращения государственным служащим такого подарка в свою собственность. Поэтому действия государственного служащего по присвоению подарка в виде сувенира стоимостью свыше пяти базовых величин, полученного в связи исполнением служебных обязанностей на протокольном и ином официальном мероприятии, не являются криминальными и не превращают полученный сувенир во взятку. Однако такие действия будут являться незаконными по причине нарушения условия правомерности принятия сувенира - превышения допустимого размера его стоимости. Незаконными, но не криминальными, будут также действия государственного должностного лица по принятию подарков, которые:
- не являются сувенирами, хотя и получены на протокольных и иных официальных мероприятиях;
- являются сувенирами, но получены не на протокольных и иных официальных мероприятиях;
- не являются сувенирами и получены не на протокольных и иных официальных мероприятиях.
Находятся вне сферы регулирования антикоррупционного законодательства и не запрещены случаи вручения государственному должностному лицу подарков не в связи с его служебным положением, а как обычному рядовому гражданину в силу сложившихся личных взаимоотношений (как родственнику, супругу, другу, товарищу, коллеге и т.п.). Однако если одаряемое лицо осознает, что даритель хотя и находится с ним в личных взаимоотношениях, но вручает подарок в ожидании от него каких-либо действий по службе, это лицо не имеет права принимать подарок и обязано от него отказаться.
К примеру, если работник индивидуально вручает своему руководителю подарок ко дню рождения (профессиональному празднику и т.п.), ожидая в дальнейшем покровительства по службе, создания льготных условий для работы и сокрытия возможных в будущем дисциплинарных проступков, и руководителю это достоверно известно, руководитель должен отказаться от принятия такого подарка. В спорных ситуациях руководителям следует избегать получения индивидуальных подарков от отдельных подчиненных работников по случаю различных праздничных (торжественных и т.п.) событий. В то же время не будет противоречить законодательству принятие руководителями по случаю таких событий подарков от коллектива организации, ее структурного и обособленного подразделения (коллективные подарки). В работе некоторых организаций, в том числе государственных органов, сложилась порочная практика, когда руководителям этих организаций и другим должностным лицам ко дню рождения, профессиональному празднику и другим подобным событиям подарки вручают подчиненные, подконтрольные (поднадзорные) организации либо работники этих организаций от своего имени. В ряде случаев такие подарки доставляются прямо на рабочее место должностных лиц и включают в себя не только цветы, но и другие материальные ценности, стоимость которых явно выходит за пределы разумного. Такие подарки, как правило, вручаются не в связи со сложившимися хорошими личными взаимоотношениями дарителей и одаряемых, а за совершение одаряемыми каких-либо действий (бездействие) в интересах дарителей, в том числе общее покровительство и благоприятное расположение в будущем. В результате такими подарками фактически вуалируется подкуп должностных лиц, о чем сами должностные лица прекрасно осведомлены.
Поэтому государственным должностным лицам следует воздерживаться от принятия подарков в связи с праздничными и другими событиями личного характера от подчиненных, подконтрольных (поднадзорных) организаций и их работников, за исключением символических знаков внимания в пределах общепринятых норм вежливости (например, букет цветов). Ограничения по принятию государственными должностными лицами подарков, установленные Законом о борьбе с коррупцией и Законом о госслужбе, не охватывают случаи:
- принятия различных соразмерных угощений в связи с исполнением служебных обязанностей в ходе служебного общения с должностными лицами государственных органов и других организаций, проведения контрольных и надзорных проверок, других подобных мероприятий, если предоставление таких угощений основано на нормах вежливости и гостеприимства, от соблюдения которых государственное должностное лицо не может отказаться, не нарушив общепринятые правила поведения (употребление кофе, чая, печенья и т.п.).
Однако если предоставление угощений явно выходит за пределы норм вежливости и гостеприимства (например, бесплатный обед) и / или стоимость угощений чрезмерно высока, что может свидетельствовать о попытке оказать влияние на исполнение государственным должностным лицом своих служебных обязанностей, от принятия таких угощений следует отказаться;
- принятия обычных угощений в ходе протокольных и иных официальных мероприятий, в которых государственное должностное лицо участвует в силу своих служебных (трудовых) обязанностей;
- принятия символических знаков внимания (наряду с сувенирами) на протокольных и иных официальных мероприятиях, вручение которых является общепринятой нормой вежливости и гостеприимства (традиционно - цветов);
- принятия денежных вознаграждений и ценных подарков за счет местных бюджетов по решениям органов местной исполнительной власти;
- принятия государственных наград.
Государственные должностные лица, присутствуя на протокольных, официальных и иных мероприятиях, могут также выступать получателями подарков, которые предназначены не им самим, а представляемым ими организациям.
При этом следует учитывать следующее:
- не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины, в отношениях между коммерческими организациями<16>; договор дарения таких обычных подарков может быть совершен как в письменной, так и в устной форме;
Подарок, предназначенный для организации и полученный ее представителем, подлежит постановке на учет в этой организации в порядке, установленном законодательстве. В соответствии с Законом о борьбе с коррупцией имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица. Кроме того, государственное должностное лицо обязано сдать незаконно полученное членами его семьи имущество в финансовый орган по месту своего жительства либо возместить его стоимость или стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь <17>.
<17> См.: Закон о борьбе с коррупцией.
На практике у государственных должностных лиц может возникнуть проблема в том, чтобы определить:
- является ли врученный им на протокольном или ином официальном мероприятии подарок сувениром;
- какова стоимость сувенира, врученного на протокольном или ином официальном мероприятии (в случае вручения сувенира государственному служащему);
- является ли мероприятие, на котором вручен сувенир, протокольным или иным официальным мероприятием.
Разумеется, что чаще всего даритель такие сведения одаряемому не сообщает, а просить у дарителя предоставить такие сведения одаряемому либо не представляется возможным, либо является некорректным. Одаряемый, в принципе, может самостоятельно определить, является ли полученный им подарок сувениром и какова его примерная стоимость. Во всех сомнительных случаях государственным должностным лицам следует обращаться в организацию по месту службы (работы) за разъяснениями и консультациями. Законодательными актами Республики Беларусь не установлено, что государственные должностные лица обязаны сообщать по месту службы (работы) о получении в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей сувениров на протокольных и иных официальных мероприятиях. Такие сувениры государственные должностные лица фактически вправе обратить в свою собственность (государственные служащие - если стоимость сувенира не превышает пяти базовых величин), не сообщая по месту службы (работы).
С учетом требований подп. 1.8 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе сувениры стоимостью свыше пяти базовых величин, полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, по решению созданных в государственных органах комиссий обращаются в доход государства путем оприходования таких сувениров на баланс соответствующих государственных органов и их дальнейшего размещения в кабинетах, залах коллегии, залах переговоров, других помещениях.